Информационно-справочная служба:
+7 (495) 539-55-55
Служба поддержки
Как подать жалобу на коллекторов? Образец заявления

Как подать жалобу на коллекторов? Образец заявления

Функции коллекторских служб заключаются в том, чтобы выкупать долги неплательщиков и изыскивать затем с них в одностороннем порядке. Чаще всего они имеют дело с банками, должники которых не могут справиться с задачей, погасить заемные суммы. Законодательными нормами предусмотрен регламент для кредиторов любой направленности. Они обязаны осуществлять свою деятельность строго в своих полномочиях.

Какими законами регулируется взыскание задолженности?

Мнение эксперта
Алиса
Юрист, г. Москва
Спросить юриста
Вся коллекторская деятельность сосредоточена на взыскании проблемного долга. К ним прибегают кредиторы исключительно только тогда, когда задолженность слишком большая по сумме и плательщик отказывается платить уже не один год. Конфискация имущества или взыскание денежных средств производится в досудебном порядке. Основанием для их действий служит двухсторонний договор, который заключает кредитор с коллекторской фирмой. Называется он – «договор цессии» (или другими словами, агентское соглашение).

Здесь срабатывает две стандартные схемы:

  1. Долги полностью выкупаются.
  2. Долги взыскиваются и за определенное вознаграждение возвращаются заимодавцу.

Чтобы правильно подать жалобу на коллекторов, очень важно знать, на каком основании это можно сделать. На сегодня действуют следующие законодательные нормы.

Ссылка на закон Что именно регулирует
ГПК РФ Процесс судебного разбирательства по гражданским вопросам.
Акт №229-ФЗ от 2 октября 2007 г. Механизмы и схемы работы государственных исполнительных служб.
Акт №230-ФЗ от 1 января 2017 г. Ввод существенных ограничения для действий коллекторских организаций.
Ст.14.57 КоАП РФ Наказание за незаконное взыскание просроченной задолженности.
Ст.13.11 КоАП РФ Меры ответственности за противозаконные методы в отношении обращения с персональными данными физических, юридических лиц.
Ст.20.1 КоАП РФ Наказание за хулиганское поведение в общественных местах и лично по отношению к гражданам.
Ст.5.61 КоАП РФ Понесение наказания за оскорбления.
Ст.163 УК РФ Описывает меры наказания взыскателя долгов после того, как жалоба на действия коллекторов была рассмотрена в суде и доказана. Это называется вымогательством.
Ст.119 УК ГР Меры ответственности за угрозы причинить вред жизни.

Ограничительные условия существования коллекторской службы, после выполнения которых они имеют право существовать и вести свою работу:

  1. Активы не должны быть меньше 10 млн. руб.
  2. Наличие постоянно действующей страховки на сумму 10 млн. руб.
  3. Постановка на регистрационный учет в ЕГРЮЛ (или ЕГРИП, в зависимости от формы собственности).
  4. Всегда актуальный и функционирующий официальный собственный сайт.

Ранее, до 2016 года, коллекторские службы Москвы и других городов России вели жесткую политику в отношении должников. Их методами были агрессивные и грубые действия, осуждаемые Уголовным Кодексом РФ. Ссылались они постоянно на ст.382 ГК РФ, которая говорит о том, что допускается передача чужих долгов посредническим службам (третьему лицу), не получая для этого письменного либо устного согласия задолжавшего лица. Но после вступления в силу нового правового положения №230-ФЗ от 01.01.2017г.

Какие действия коллекторов считаются противоправными?

надпись долг

Подаваться в государственные органы претензия может только при следующих злоупотреблениях своими полномочиями коллекторских служб:

  1. Звонки в ночной период времени – с 22:00 до 06:00.
  2. Оскорбления, унижение достоинства личности.
  3. Отсутствие подтверждения личности, каких-либо данных о представителе службы по взыскиванию долгов.
  4. Неуважительное обращение к задолжавшему человеку (напр., грубое обращение на «ты»).
  5. Разглашение конфиденциальной информации о клиенте банка – величина суммы, в какие сроки должны быть погашены платежи, адрес проживания, телефон, другое.
  6. Финансовый обман. Представитель коллекторской службы уже получает суммы долга от банковского заемщика, тогда как по условиям договора он обязан платить только банку, а не посторонним лицам.
  7. Вымогательство. Даёт право жаловаться в соответствующие инстанции – полицию, прокуратуру.
  8. Шантаж с угрозами убийства либо без таковых.
  9. Требование с работодателя должника оплаты сумм задолженности.
  10. Запугивание родственников, близких, друзей неплательщика.
  11. Пересылка СМС-сообщений, писем с угрозами несколько раз за сутки.
  12. Личная встреча на территории проживания кредитополучателя чаще, чем 1 раз в неделю.
  13. Психологическое давление постоянно.
  14. Причинение вреда имуществу должника.

Чтобы уверенно  себя чувствовать в положении неплательщика, которому угрожают взыскатели, понимать, как написать жалобу на коллекторов, необходимо заручиться поддержкой юриста или адвоката на протяжении всего решения вопроса.

Мнение эксперта
Алиса
Юрист, г. Москва
Спросить юриста
Полностью игнорировать выпады со стороны требователей можно по закону по истечении 4 месяцев со дня первого случая объявления, что долги переданы третьему лицу, который теперь будет иметь право взыскнаия. Либо же со дня образования первого просроченного платежа основному кредитору.

Куда подать жалобу на коллекторов?

Перед составлением претензии на работу коллекторской фирмы, следует сначала уточнить, куда обратиться с жалобой, куда именно её в первую очередь нужно подавать.

коллектор с битой

Всего выделяются 7 основных государственных службы, которые могут заниматься разрешением подобных вопросов:

Из вышеперечисленных учреждений подать жалобу можно сразу в пять инстанций: полицию, НАПКА, ФССП, местному прокурору и в банк. В первом случае уместно писать заявление в правоохранительные органы, если есть доказательства явных угроз, нарушения общественного порядка и другое типичное. В ФССП подаются документ при наличии уже изданного судебного решения. В банк жалуются тогда, когда наблюдаются нарушения условий соглашения в его стороны.

Коллекторское агенство

На базе коллекторской сферы деятельности создано их контролирующее учреждение – НАПКА. Расшифровывается как «Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств». Просто называется организация – коллекторское агентство. Оно регулирует деятельность всех таких служб, а также принимает к рассмотрению жалобы на звонки и угрозы коллекторов. Действовать граждане (или предприятия-должники) так имеют право, опираясь на закон №59-ФЗ.

В том случае, когда агентство не помогло решить проблему, нужно проделать следующие шаги:

  1. Всеми средствами получить письменный отказ от агентства.
  2. Подать иск в суд с приложенным к нему отказом.
  3. Получить в свою пользу копию (или выписку) решения суда.
  4. На основании судебного определения подать жалобу судебным приставам на коллекторов.

Судебные приставы будут применять свои механизмы воздействия на коллекторскую службу – вплоть до приостановления или арест лицензии, по которой организация работает. Все детали о том, как подается жалоба на коллекторов онлайн, можно прочесть на официальном сайте НАПКА. Заявление обязаны рассмотреть в течение 5-7 дней в рабочем порядке.

В прокуратуру

Когда обращение поступает в прокуратуру (образец здесь), то обычно от этого шага ждут следующие меры воздействия:

  • тотальная проверка службы по возврату долгов;
  • изучение методов взыскания и конфискации имущества;
  • установление степени правомерности действий.

Человек (ли компания), не могущий погасить кредит, должен в заявке указать:

  1. Сведения о заявителе – Ф.И.О., адрес, контакты.
  2. Подробное и существенное описание без эмоций, в деловом стиле. Больше отразить надо деталей, фактов и хронологию случившихся событий.
  3. Основания законов, на которые опирается соискатель восстановления собственных прав и свобод. Они должны доказывать, почему служба не имеет взыскать средства с должника в том в манере, которой она это делает.
  4. Часть, в которой отражается конкретная просьба – организовать проверку предприятия.

Заявление оканчивается подписью и датой составления бумаги. К такой жалобе прилагаются доказательные документы:

  • запись звонков;
  • поданные ранее жалобы и неудовлетворительные письменные ответы на них;
  • уже имеющиеся отрицательные отзывы на службу;
  • видео- или аудиозаписи личных встреч;
  • протоколы, составленные правоохранительными службами (полицейскими);
  • справка от медиков о наличии следов побоев;
  • другие вещественные доказательства.

В полицию

Чем поможет обращение граждан или предприятий в полицию, если коллекторские службы предпринимают против них меры по взысканию долга незаконного характера?

Во-первых, правоохранительная служба призвана пресекать, предотвращать и устранять последствия актов, которые проделывались против общественности или ее представителей – отдельных граждан, организаций.

Во-вторых, письменная просьба к полицейским поможет остановить взыскателей долгов и зафиксировать нарушения закона коллекторами в форме протокола. Потом с этим документом уже можно обращаться в прокуратуру или суд.

Полицейские фиксируют криминалистику:

  • угрозы любым способом;
  • вред имуществу;
  • физическая расправа;
  • шантаж;
  • вымогательство;
  • фальсификат;
  • мошенничество.

Подает заявление на имя начальника правоохранительной службы. К нему должны быть приложены все имеющиеся доказательства.

Роскомнадзор

Роскомнадзор ЛОГО

Жалоба в Роскомнадзор на коллекторов считается методом самого эффективного воздействия и итогового результата. Помощью адвоката или юриста можно быстро обнаружить нарушения, связанные с составлением договора с банком. К примеру, финансист ранее обязал своего клиента купить необязательного характера страховку (угроза жизни).

Это является нарушением. Если этот факт отражен в соглашении, тогда последнее признается ничтожным. Суд может даже не признать вообще наличие отношений между истцом и банком-ответчиком. А финансовые средства, одолженные неплательщиком, банку придется стребовать через суд другим путем.

Подавать документы можно через интернет, либо отправкой Почтой России. В пакет бумаг входит:

  • заявление-жалоба;
  • отказное письмо банка;
  • копия договора клиента с банком;
  • копия соглашения банка с коллекторской фирмой;
  • не отвеченное заявление на реструктуризацию долга;
  • другое.

Госучреждение должно видеть, что предпринималось максимальное количество способов и мер разрешения ситуации, чтобы отсрочить платежи. При этом клиенту необходимо показывать свою активность, готовность не уклоняться от финансовых обязательств. Что он прибегал к помощи банковских специалистов по взысканию задолженности, ему было отказано в отсрочке, либо предоставлении иных способов урегулировать ситуацию.

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор Лого

Служба Роспотребнадзора своей главной задачей ставит защиту гражданских потребительских прав. В случае с банковской задолженностью, потребителем будет являться именно должник, воспользовавшийся услугами банка. Если же финансовое учреждение привлекло к делу специалистов по взысканию долгов, так и не предложив неплательщику ничего другого взамен, это будет считаться нарушением.

Отказать принять жалобу могут в следующих случаях:

  1. Ф.И.О. заявителя в претензии было не указано. Хотел оставаться анонимным истцом.
  2. Не указал также свой почтовый адрес.
  3. Нет названия коллекторских агентств, на которые жалуется.
  4. В тексте обнаружены образцы нецензурных выражений.

Юристы помогут объяснить заявителю его права на основании закона №152-ФЗ от 27.07.06 г. Это правовое положение защищает персональные данные всех граждан в России от неразглашения и противоправного использования.

Банк

Все нарушения, по которым может свободно подаваться жалоба в банк на коллекторов либо на действия финансиста:

  1. Навязывание страхования.
  2. Получение оплаты клиентом единоразовой комиссии за открытие банковского счета.
  3. Заключение договора со сторонними лицами по поводу изъятия долгов в противовес условия кредитного соглашения.

Если у вас в кредитном (или ипотечном) контракте прописано, что банк не имеет право без вашего согласия продавать ваши долги, прибегать к силовым методам рукам сторонних фирм, вы имеет право отправить ему претензию. Несмотря на разрешение закона (ст.382 ГК РФ) передавать право требования задолженности другим лицам без согласия клиента банка, договор будет все равно иметь преимущество.

Если банк отказывает, присылает отрицательный ответ, тогда его можно подать в ЦБ РФ. Центральный Банк России призван не только регулировать деятельность всех финансовых учрежде6ний, но также и контролировать их работу. Он может останавливать и арестовывать лицензии, наказывать другими мерами.

Как правильно составить претензию на «выбивателей» долгов (образец)?

Мнение эксперта
Алиса
Юрист, г. Москва
Спросить юриста
Юристы с большим опытом всегда помогут правильно составить претензию в любую организацию, куда бы ни потребовалось её направить. Это же касается и жалоб, требований, судебных исков и прочей документации, помогающей решить дело до конца.

Для ознакомления с основным документом достаточно посмотреть в образец жалобы на коллекторов, чтобы понять её структуру и детали содержания текста:

  1. В шапке (верхний правый угол бумаги) указывается адрес, полное наименование организации, куда обращается заявитель, а также его название (Ф.И.О.) и адрес.
  2. Потом в центре строки пишется название документа.
  3. Далее текст начинается с представительства, пишется, кто конкретно обращается, когда был заключен договор с кредитором.
  4. Далее по тексту описывается подробно и поэтапно сама ситуация.
  5. С нового абзаца надо начинать раскрытие сути проблемы – когда именно начали поступать угрозы, какого они были характера (или, в чем конкретно были нарушения коллекторских служб).
  6. Потом указать следует отдельным пунктом законодательные основания, на которые может опираться должник.
  7. Просьба к организации помочь справиться с агрессивностью коллекторов также начинаться должна с нового абзаца и слова «ПРОШУ: …». Просьбы лучше излагать подпунктами списком.
  8. Ниже этого прилагается список оснований. Это могут быть копии претензий, ответов на них, история телефонных звонков, сообщений, распечатка угроз в социальных сетях, иное.
  9. Внизу ставится дата и подпись заявителя с расшифровкой фамилией, инициалами.
Мнение эксперта
Алиса
Юрист, г. Москва
Спросить юриста
Самостоятельно сложно изучить и учесть все законы, которые смогли бы защитить от подобного рода служб. Нужно знать, как правильно составляется в Федеральную службу судебных приставов (ФССП) претензионная жалоба на коллекторов. Может понадобиться обращение и в другие инстанции. Без помощи профессиональных специалистов (юристов и адвокатов) сложно будет доказать свои права либо это обойдется слишком дорого.
Образец заявления в прокуратуру на коллекторов
Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!
Скачать образец
© 2019 Все права защищены